Главная страница  

Для писем: Центр экологической политики России 119334
Москва, ул. Вавилова, 26.
Тел./факс: (495) 952 2423, (495) 952 3007, (495) 952 7347
Электронная почта: ecopolicy@ecopolicy.ru

карта сайта  поиск

English version

События
23.09.2010
Социальный форум по энергоэффективности и изменению климата
23.06.2010
Слушания «На пути к устойчивому развитию России («Рио+20»)»
23.06.2010
Слушания «Улучшение экологической ситуации в России: «горячие точки» и приоритеты действий»
21.06.2010
Итоги всероссийского конкурса: «Энергоэффективность: общественные инициативы»

Анонсы событий


Центр здоровья стреды   Центр экологической политики и культуры
 

Новый этический подход

КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ СРЕДЫ: ГУМАНИТАРНЫЙ КОНТЕКСТ

    Формирование экологической культуры различных категорий населения признано сегодня одной из приоритетных сфер национальной экологической политики России. 

    Эффективность формирования экологической культуры во многом обусловливается научно-методическим обеспечением этой деятельности. Разработка такого научно-методического обеспечения возможна на основе широкого междисциплинарного подхода, в рамках которого необходимо интегрировать различные, как естественнонаучные (биологические, географические, химические, физические, медико-биологические и т.п.), так и гуманитарные (философские, культурологические, социологические, психологические, педагогические и т.п.) дисциплины, а также правоведение, экономику, науку об управлении и т.д. При этом, каждая из наук должна быть представлена концепциями и подходами, которые хорошо согласуются между собой и методологически дополняют друг друга. Этим обеспечивается возможность всестороннего анализа, оценки и определения методов влияния на поведения людей по отношению к природе.

    Сегодня можно говорить об интенсивном развитии гуманитарного компонента такой системы.

    Философско-мировоззренческую основу для формирования экологической культуры могут составить такие учения как этико-эстетический подход в охране природы; учение о ноосфере; экологизм; универсальная этика; биоцентризм и т.п.

    Осуществление деятельности по формированию экологической культуры базируется на следующих психолого-педагогических основах: экологическая психология и социология; гуманистическая психология и педагогика; теория и методика экологического образования; экологическая психопедагогика.

    Концепция здоровья среды, провозглашающая необходимость не количественный анализ видового разнообразия, а анализ состояния и «качества жизни» видов, обитающих на данной территории (в том числе и Homo sapiens), представляется эффективной методологической основой, обеспечивающей естественнонаучный компонент системы формирования экологической культуры.

    Для гуманитарного анализа концепции здоровья среды целесообразно сопоставить ее основные позиции с положениями «новой экологической парадигмы», а также базовыми характеристиками экоцентрического (как альтернативного антропоцентрическому) экологического сознания.

    «Новая экологическая парадигма», как философская основа взаимоотношений человечества с окружающей средой, характеризуется следующими взглядами:

  • хотя люди обладают исключительными характеристиками (культура, технология и т.п.), они остаются одним из многих видов, взаимозависимо включенных в глобальную экосистему;
  • человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными связями в природной сети, поэтому целесообразная с точки зрения человека деятельность может иметь неожиданные последствия;
  • люди живут в конечной биофизической среде, которая налагает потенциальные физические и биологические ограничения на человеческую деятельность;
  • хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря ей сила до некоторой степени и увеличивают несущую способность среды, все же экологические законы не утрачивают своей обязательности.

    В свою очередь, формирующееся в настоящее время в мировой культуре экоцентрическое экологическое сознание характеризуется следующими признаками:

  • Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ныне живущих людей как ее неотделимой части, а не только “для следующих поколений”.
  • Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Все природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование “просто так”, вне зависимости от “полезности или вредности” для человека. Человек не собственник природы, а один из членов экологического сообщества.
  • За человеком не признаются какие-либо особые привилегии, на том основании, что он имеет разум. Наоборот, наличие разума налагает на человека особую экологическую ответственность, дополнительные обязанности по отношению к природе.
  • Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей самого человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
  • Характер взаимодействия с природой определяется следующим положением: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
  • Природа и все природное воспринимается как полноправный партнер по взаимодействию с человеком.
  • Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
  • Развитие природы и человека рассматривается как единый взаимовыгодный процесс, а не как два различных процесса.

    Таким образом, совершенно очевидно, что концепция здоровья среды абсолютно «вписывается» как во все указанные положения «новой экологической парадигмы», так и соответствует всем характеристикам экоцентрического сознания.

    Можно констатировать, что с гуманитарной точки зрения концепция здоровья среды отличается ориентированностью на:

  • экологическую целесообразность поведения человека, 
  • отсутствие противопоставленности человека и природы, 
  • восприятие природных объектов как полноправных партнеров взаимодействия, 
  • баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

    Кстати, анализ показывает, что такие известные концепции как «сохранение биоразнообразия» или «устойчивое развитие» в меньшей степени соответствуют указанным гуманитарным критериям.

    Достижение высокого экологического качества жизни человека, а также всех его «соседей по планете» может стать идеологией не только среднего и высшего экологического образования, но и эколого-просветительской работы национальных парков и заповедников, музеев и библиотек, средств массовой информации, а также деятельности неправительственных экологических организаций и политических партий.

© 2003-2008 Центр экологической политики России. Разработка сайта IntraSoft