Slideshow Image 1

Республика Татарстан. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы

Республика Татарстан. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации / Центр экологической политики России, 2011. — 146 с.

    На 2012 год намечено проведение шестой Конференции по Устойчивому развитию ООН, получивший название «Рио+20. Конференция будет являться своеобразным подведением итогов по реализации концепции устойчивого развития по всей планете и будет направлена на: обеспечение подтверждение политической приверженности устойчивому развитию, оценке прогресса и осуществления пробелы в выполнении уже принятых обязательств, а также рассмотрения новых и возникающих проблем. От Российской Федерации готовится ряд экспертных материалов, обобщающих опыт реализации концепции устойчивого развития в нашей стране, в связи с чем, крайне интересными представляются материалы регионов России, имеющих значительный задел в данном отношении.
    Республика Татарстан, как один из наиболее развитых субъектов Российской Федерации имеет огромный потенциал для развития концепции устойчивого развития, позволяющей в конечном итоге осуществить эффективное ресурсосбережение и снизить загрязнение окружающей среды.
    Экономика и социальная сфера Республики Татарстан динамично развиваются. В Татарстане располагаются крупнейшие в России центры нефтедобычи, нефтехимии, машиностроения. Отмечается устойчивый рост промышленного и сельскохозяйственного производства. В 2009 г. республика заняла 5 место среди субъектов Российской Федерации по объему промышленного производства (1 место в Приволжском ФО).
    В республике Татарстан, в условиях традиционной межконфессиональной толерантности сложились благоприятные условия по воплощению принципов устойчивого развития человеческого сообщества, основанного на уважении к природе, общим правам человека, экономической справедливости и культуры мира. Недаром именно Земля Татарстана стала первым в мире регионом практического применения принципов Международной инициативы Хартии Земли. Этот документ был принят в республике на государственном уровне Постановлением Государственного Совета РТ от 27.04.2001 г. № 722 «О проекте Хартии Земли». Ориентир на принципы Хартии Земли, выбран неслучайно. В этом документе закреплены самые важные человеческие ценности: сохранение окружающей среды, поддержание толерантности, культуры мира, социальная и экономическая справедливость.
   Законодательство Республики Татарстан в сфере экологии традиционно отличает инновационный характер и его развитие всегда шло на опережение. За прошедшее десятилетие в Республике Татарстан в целом была сформирована нормативная правовая база в области охраны окружающей природной среды, включающая более 28 законодательных и иных нормативных правовых актов. Перечислим некоторые из них.

    Постановление Кабинета Министров РТ от 12.12.2005 г. № 596 «Об образовании Межведомственной комиссии по экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию в Республике Татарстан».
    Концепция экологической безопасности РТ на период 2007–2015 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров РТ от 03.09.2007 г. № 438.
    Экологический кодекс Республики Татарстан, принятый Государственным Советом РТ 15 декабря 2008 года от 15 января 2009 г. № 5-ЗРТ.
    Программа «Энергоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы».
    Разработана программа экологической безопасности Республики Татарстан на 2010-2015 гг., которая в настоящее время находится на согласовании.

    Важным этапом работы органов государственного управления, экономистов и экологов Республики Татарстан стала разработка и внедрение регионального экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды. Экономический механизм природопользования впервые внедрен в нашей республике в 1991 г. и длительное время обеспечивал восстановление равновесия между окружающей средой и человеком. Этот механизм позволил приостановить ухудшение экологической обстановки в республике, добиться стабилизации уровня техногенной нагрузки на окружающую среду и перейти к ее поэтапному улучшению по основным средам – воде, воздуху и почвам.
    В 2006 г. Экологический фонд Республики Татарстан постановлением Правительства Республики Татарстан был ликвидирован. В настоящее время администратором платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды является Приволжское Управление Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору.
В республике активно осуществляется расширение и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий, установление и охрана жизнеспособных природных и биосферных ресурсов, включая неосвоенные земли и водные пространства, для защиты систем жизнеобеспечения Земли, сохранения биологического разнообразия и природного наследия. Сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Республики Татарстан создавалась более 30 лет и является предметом постоянной заботы Правительства республики и татарстанской науки. Сегодня общее количество ООПТ республики федерального, регионального и местного значения составляет 161, в т.ч. Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама», 25 государственных природных заказников и 133 памятника природы общей площадью - 136,8 тыс. га, что составляет 2,2% территории Республики Татарстан. За период, прошедший с момента одобрения Государственным Советом Хартии Земли, в республике обеспечено увеличение площади особо охраняемых природных территорий регионального значения на 41 тыс. га.
    Основным результатом деятельности особо охраняемых природных территорий является охрана и восстановление более 500 редких и исчезающих видов растений, животных и грибов, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, более 70 видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Среди них такие виды, как выхухоль, выдра, фламинго, скопа, лунь степной, орел степной, могильник, беркут, кречет, балобан, журавль серый и ряд других. Стоит особо подчеркнуть, что 25 видов, встречающихся на территории Республики Татарстан, занесены в Красную книгу Международного Союза охраны природы.
    Кроме того, эффективно проводится управление использованием восстанавливаемых ресурсов, таких как вода и почва. В республике отмечается устойчивое сокращение объемов забранной воды, за счет внедрения новых технологий, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и, прежде всего в нефтехимической, нефтедобывающей отраслях промышленности, энергетике, ЖКХ.
    В республике эксплуатируется более 120 сооружений по очистке сточных вод общей мощностью около 800 млн м3 и около 40 объектов производительностью до 90 млн м3/год находится в стадии проектирования и строительства. Сокращен сброс загрязняющих веществ: хром, фенолы, никель, медь, нитриты, СПАВ, фосфор.
    Ведется целенаправленная работа по снижению водной эрозии на землях сельскохозяйственного назначения. В целях защиты земель от деградации за 7 последних лет посажено защитных лесных насаждений на площади 17,3 тыс. га (овражно-балочные, полезащитные, придорожные). В последние годы в республике устойчиво снижается пестицидная нагрузка на почвы. В 2010 г. полностью завершены работы по утилизации пестицидов с истекшим сроком годности и запрещенных к применению.
    В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности по обращению с опасными отходами является повышение эффективности системы их управления. Для повышения эффективности использования потребительски ценных компонентов ТБО в республике продолжается строительства комплексов и установок по сортировке ТБО в городах и районных центрах республики. В настоящее время действует 19 мусоросортировочных комплексов общей мощностью 1041 тыс. т/год. На комплексах осуществляется сортировка до 10 видов вторичных ресурсов: полиэтиленовая пленка, пластмасса, ПЭТ-бутылки, макулатура, стеклобой, лом черного и цветного металла, текстиль, которые в дальнейшем брикетируются, прессуются и отправляются на реализацию. На базе некоторых полигонов работает оборудование по производству из отходов полимеров тротуарной плитки, брусчатки и черепицы.
    В Республике Татарстан с 1999 года введена система индикативного управления, позволяющая определить уровень социального благополучия, осуществлить контроль над достижением запланированных результатов. Главная цель системы индикативного управления - обеспечить согласованность действий и открытость деятельности органов исполнительной власти республики и местного самоуправления для достижения экономической самодостаточности республики, ее отраслей, предприятий и территорий. Для оценки эффективности деятельности органов власти за министерствами и ведомствами республики закреплены индикаторы оценки качества жизни населения, индикаторы оценки эффективности деятельности по закрепленным функциям, индикаторы эффективности взаимодействия министерства с федеральными органами государственной власти, индикаторы оценки коррупционной ситуации в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, индикаторы, характеризующие реализацию антикризисных мероприятий. Основными составляющими качества жизни населения в настоящее время являются: уровень жизни, состояние здравоохранения, уровень развития физкультуры и спорта, качество образования, доступность жилья, уровень развития культурной сферы, уровень экологической безопасности, состояние системы правоохранения, эффективность государственного управления, уровень развития транспортной инфраструктуры, состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства, уровень информатизации.
    Кроме того, были разработаны индикаторы комплексной и пофакторной антропогенной нагрузки, позволяющие принимать эффективные управленческие решения по охране окружающей среды. Использование подобных показателей позволяет определить приоритетность проведения природоохранных мероприятий, оптимизировать бюджетные расходы и повышает эффективность управления качеством окружающей среды.
    В настоящее время индикаторы включены в Государственный заказ на управление и в соглашения с органами местного самоуправления. В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан Министерством экономики Республики Татарстан, разработан Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан.
    Итогом многолетней работы ученых-экологов стал выпуск Атласа Республики Татарстан, отражающего современное состояние экономико-экологической ситуации, её изменение, как во времени, так и в пространстве, дифференцирование экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов, интенсивности проявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) и ряд других факторов. Карты атласа являются модельным выражением концепции устойчивого развития региона, и их использование имеет прикладное значение при подготовке управленческих решений в области отраслевого планирования развития и территориального программирования, разработке и реализации природоохранных программ, проектов и мероприятий в регионе.
    Для получения качественно новой информации о состоянии окружающей среды в Республике Татарстан внедрены и широко используются геоинформационные системы. Это позволяет на качественно новом уровне организовать сбор, систематизацию и анализ информации о состоянии окружающей среды, а также более эффективно решать о задачи по обеспечению органов государственной власти, природоохранных органов, населения и представителей бизнес-сообщества достоверной информацией о состоянии окружающей среды республики. В рамках системы «Электронное Правительство Республики Татарстан» разработана и введена в опытную ГИС «Природопользование», в ее состав входят тематические ГИС «Полезные ископаемые», «Гидрогеология» и «Недропользование» «Особо охраняемые природные территории», «Государственный экологический контроль», «Мониторинг несанкционированного размещения ТБО», «Мониторинг атмосферного воздуха». Ведется работа по созданию тематических ГИС в Территориальном Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ФГУ по водному хозяйству «Средволгаводхоз», ФГУП ЦНИИгеолнеруд.
    В республике сформирована система экологического воспитания и образования, которая основана на принципах непрерывности и преемственности. В 73 образовательных школах Татарстана предмет «экология» введен в образовательные программы, как в старших, так и в средних классах. Также в школьной системе работают 217 элективных курсов и факультативов и 473 тематических кружковых объединений. Однако основным носителем экологической культуры и просвещения была и остается система дополнительного образования и воспитания, включающая в себя 8 эколого-биологических центров и более 20 отделов в многопрофильных учреждениях дополнительного образования. В последнее время получила распространение экологизация пришкольных лагерей, которая дает возможность охватить экологическим воспитанием и образованием школьников в летний период. Школьниками республики проводятся мероприятия, связанные с международными акциями («День Земли», «День воды», «День птиц», «Марш парков», «Очистим планету от мусора», «Земля - наш дом» и др.), операциями («Первоцвет», «Живое серебро», «Пернатые друзья») и др.
    Общественное экологическое движение Республики Татарстан объединяет в своих рядах более 1500 человек. Основной их целью является содействие охране окружающей среды, реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, содействие формированию устойчивого глобально-экологического равновесия и справедливых принципов мирового распределения природных ресурсов, с учетом геополитических интересов и экологической безопасности.
    В целом, можно выделить несколько ветвей в общественном экологическом движении РТ.

Общероссийские Отделения Общественных организаций и движений в Республике Татарстан:

  • Татарстанское отделение Всероссийского общества охраны природы;
  • Республиканское отделение Всероссийского детского экологического движения «Зеленая планета»;
  • Региональное отделение Общероссийской Общественной организации «Центр экологической политики и культуры» в Республике Татарстан;
  • Татарстанское отделение Общероссийской общественной организации Социально-Экологический Союз;
  • Региональное отделение Межрегиональной экологической общественной организации «ЭКА» в Республике Татарстан.

Детские экологические общественные организации:

  • детская экологическая организация «Земляне» Верхнеуслонского муниципального района;
  • экотурклуб «Буревестник» Азнакаевского муниципального района;
  • экоклуб «Верба» Бавлинского муниципального района;
  • экокружок под руководством В.Г. Батяшевой г. Набережные Челны.

Молодежные общественные организации:

  • Объединенная дружина охраны природы им. Ф. Мухамадеевой;
  • Служба охраны природы» КГУ.

    О результатах реализации региональной экологической политики в Республике Татарстан свидетельствуют данные рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации, проведенной в 2009 г. на основании специальных исследований Независимого экологического рейтингового агентства (АНО «НЭРА»). По показателю активности регионов в решении вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Республика Татарстан находится в числе лидеров, занимая 9 место среди всех субъектов Российской Федерации и 1 место в Поволжском федеральном округе.

Читать публикацию полностью...